Как научить ребенка ползать: хитрости для мамы

Содержание:

Упражнения

Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног.

Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха. Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:

Укрепляем мышцы рук

Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.

Учимся опираться на обе ручки

Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.

Тренируем вестибулярный аппарат

Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.

Покажите, как перевернуться

Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев

Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону

Стимулируем ползание

Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол

Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть

Учим переставлять ручки

Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки.

Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.

Делаем упражнение «Лягушонок»

Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.

Тренируем стойку на коленях

Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.

Учимся стоять на четвереньках

Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.

Учимся ползать на четвереньках

Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой — ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.

Разные способы ползать

Младенцы очень часто удивляют родителей. Особенно интересно наблюдать за тем, какой способ ползания они выбирают. Позу, скорость, схему переставления конечностей им подсказывает тело, природа. Поэтому методов передвижения в младенческом возрасте так много. Рассмотрим некоторые из них.

По-пластунски

Младенец ползет на животике. Выглядит это забавно. Он отталкивается от пола как раненый солдат, упираясь коленом и руками.

При этом ножки сгибаются попеременно, а ручки одновременно.

Задним ходом

Малыш двигается не вперед, а ползет назад. Обычно это происходит сидя, на четвереньках. Дети низко пускают голову, отворачивают ее по направлению движения, держа под постоянным контролем происходящее за спиной.

Скачкообразное ползание

Ребенок встает на четвереньки, раскачивается взад-вперед, постепенно увеличивая амплитуду. Затем делает небольшой скачок, отрывая ножки и ручки от пола. Иногда этот метод оказывается опасным. Ребеночек неудачно подпрыгивает и ударяется лбом о ковер, стоящие рядом предметы. За таким лягушонком нужно внимательно следить, надеть шлем для большей безопасности.

Перекатывание

Грудничок не встает на четвереньки, а достигает цели, перекатываясь как колобок. При этом он точно знает, на какую сторону нужно перевернуться, чтобы оказаться около мамы или схватить любимую игрушку. Делает перевороты очень умело.

На четвереньках

Самый удобный и безопасный с точки зрения педиатров, неврологов способ. Ребенок опирается на конечности, заносит вперед сначала правую руку, делает шаг левой ногой, а потом меняет конечности. Дети приходят к этому методу постепенно, совершенствуя движения к 7-8 месяцам.

Что же нужно делать, чтобы научить ребенка ползать?

В первую очередь необходимо окружить ребенка интересными, яркими, разнообразными предметами, чтобы вызвать у него желание исследовать пространство вокруг себя. Это могут быть игрушки, крышки от кастрюль, сотовый телефон, пульт от телевизора. Все зависит от ребенка, что ему больше приглянется. Стимулируйте его к действию.

В среднем детки начинают ползать в возрасте в 6-7 месяцев, но готовиться к этому важному процессу необходимо заблаговременно. Вот примерный «план действий», чтобы научить вашего малыша ползать:. 1

Если в возрасте 3-х месяцев ваш малыш еще плохо держит голову, почаще выкладывайте его на животик и кладете перед ним яркие предметы, носите ребенка по квартире и показывайте различные вещи. В возрасте одного, трех и шести месяцев обязательно посетите врача-невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка. Можно также провести курс оздоровительного массажа для укрепления мышечной системы и стимуляции двигательного развития (особенно если у вашего чада мышечный гипер- или гипотонус)

1. Если в возрасте 3-х месяцев ваш малыш еще плохо держит голову, почаще выкладывайте его на животик и кладете перед ним яркие предметы, носите ребенка по квартире и показывайте различные вещи. В возрасте одного, трех и шести месяцев обязательно посетите врача-невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка. Можно также провести курс оздоровительного массажа для укрепления мышечной системы и стимуляции двигательного развития (особенно если у вашего чада мышечный гипер- или гипотонус).

2. В возрасте 4-х месяцев окружите ребенка игрушками, которые удобно брать ручками. В этом возрасте малыш начинает изучать сове тело и вдруг обнаруживает, что у него есть ножки – научите его хватать себя за ножки, а также дотянуть их до рта.

Когда вокруг ребенка много игрушек (как на фотографии выше) какая-то из них обязательно заинтересует малыша и он будет вынужден потянуться, перевернуться или подползти к ней

3. В возрасте 5-ти месяцев ребенок начинает осваивать пространство. Для начала можно научить ребеночка поворачиваться на бочок за интересной игрушкой, например за звонкой погремушкой. Положения малыша на спину, заведите ему коленку на бок, чтобы он смог сам завершить поворот корпуса.

4. В возрасте 6-ти месяцев также не забывайте заниматься вращениями и разного рода поворотами. Если малыш еще не научился сидеть сам (в норме это должно произойти в возрасте 6 — 8 месяцев), помогите ему это сделать. Движение осуществляется через бочок, перебирая его ручками.

5. В возрасте 6-7 месяцев детки сами ползать каким-либо способом: кто-то на четвереньках, кто-то «по-пластунски», а кто-то и на попе и т.д. Перед тем как поползти, сначала малыш несколько недель тренируется: встает на четвереньки и смешно раскачивает попой. Чтобы спровоцировать ползание, приманивайте лежащего на животике ребеночка игрушками или другими полюбившимися ему предметами. Играйте с ним в различные пальчиковые игры (ладушки, сорока-ворона), слушайте вместе с малышом веселые детские песенки, под которые хочется подвигаться. Детки очень любят переползать через папу или маму, или ползти от мамы к папе, и обратно. Используйте это.

6. В возрасте 8-ми месяцев начинается время самозабвенного ползания и попыток встать с опорой. Если в этом возрасте ребеночек отказывается ползать или с помощью крика пытается добиться своего – это может быть как проявление характера, так и следствие каких-либо двигательных затруднений. Добивайтесь того, чтобы ребенок доставал предметы самостоятельно. Также можно провести повторный курс оздоровительного массажа.

7. В возрасте 9-ти месяцев почти все детки очень хотят принять вертикальное положение, встают на ножки из любого положения как «ваньки-встаньки». Если в этом возрасте ваш малыш еще только ползает – это вполне нормально. Чем дольше ползает, тем лучше. Хуже будет, если вы будете форсировать события и начнете водить малыша по квартире за ручку или того хуже использовать ходунки для этих целей. Всему свое время. Предоставьте ему побольше пространства для передвижения и дайте занимательные игрушки и вещи, до которых хочется добраться.

8. В возрасте одного года уже почти все детки умеют самостоятельно стоять. Однако первые шаги каждый малыш делает в свой срок, когда достаточно окрепнет для этого.

Рекомендуем посмотреть это видео посвященное обучению ребенка ползать

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Виды ползаний

Армейское ползание, также известное как «ползать по-пластунски»

Это легко определить: ребенок, лежа ничком (животом вниз), тянется вперед руками, поворачиваясь влево и вправо при движении.

Большая часть движения исходит от верхней части тела; ноги немного помогают, ловя рыбу из стороны в сторону. Но ребенок в основном волочится по полу руками и плечами.

В любой момент армейского ползания или ползание по-пластунски ребенку не нужно беспокоиться о потере равновесия. Его вес приходится на живот и бедра.

«Гусеничное ползание»

В этом варианте ползанье на животе, где ребенок тянет себя вперед одновременно обеими руками, поднимаясь вверх немного , а затем посадка “вздутого живота”.

В положении стоя ребенок ненадолго балансирует на конечностях, как будто кто-то делает планку.

Ваш ребенок – ползун-по-пластунски или как гусеница?

Армейское ползание встречается чаще, но для ребенка нередко и то и другое. И какую бы форму ползания по животу ни предпочитал ваш ребенок, ожидайте, что он перейдет к ползанию на четвереньках. Ползающие по животу недолго остаются ползать по животу.

Медвежье ползание

Этот тип ползания аналогичен ползанию на четвереньках. Живот ребенка держится высоко, но ребенок не отрывает колени от пола, балансируя вместо этого на руках и ногах.

“Микс по шагам”

Другой подход, иногда называемый «смесью шаг-ползание», немного напоминает смесь ползания на четвереньках и ползания медведя. Младенцы ползают на коленях одной ноги, шагая стопой другой.

Перемещение снизу

Некоторые младенцы передвигаются на попе, садятся и, используя ноги, перемещаются по полу.

Этот стиль движений был назван «рывком», «сцеплением» или «шарканьем снизу», но, как бы вы его ни называли, ключевая особенность заключается в том, что ягодицы ребенка выдерживает его вес, а туловище находится в вертикальном положении.

Пошаговая разведка

Младенцы также могут передвигаться со штативом в режиме, который исследователи назвали пошаговая разведка или ползание как раненый солдат. Это немного похоже на шарканье снизу, за исключением того, что младенцы используют одну руку, чтобы подтянуться.

Перекатка

Некоторые младенцы перекатываются с места на место, через бок.

Так что единственного правильного способа передвижения не существует. Разные младенцы делают разный выбор, и каждый ребенок может использовать более одного метода передвижения.

Ваш ребенок может чередовать ползание на четвереньках и ходьбу медведя. Или переключаться между бегом и другими формами движения. Также очевидно, что окружающая среда играет роль. Как мы видим, дети с большей вероятностью будут ползать, если им будет предоставлено множество возможностей свободно передвигаться, лежа на животе.

Как научить ползать

Учить ребенка имеет смысл, если ему больше 7-8 месяцев, а сам он ленится ползать или не достаточно развит физически. Тогда есть необходимость помочь ему при помощи массажа и специальных упражнений. Однако если малышу нет и шести месяцев, а родителям очень хочется чтобы он ползал, то обучение не нужно, просто создайте условия для освоения этого навыка и наберитесь терпения.

Если вы уверены, что ребенок здоров, у него нет нарушенного тонуса в мышцах рук или ног, заболеваний опорно-двигательного аппарата или неврологического характера, то можно помочь малышу выработать этот навык применяя такие упражнения:

Упражнение 1. Положение ребенка лежа на животе. Малыш опирается на ручки и поднимает туловище. Подложить под грудь валик, чтобы ребенок держал корпус, опираясь на валик. Показываем крохе игрушки, поднимая их чуть выше его головы. Это поможет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса, развивать координацию движения. Игрушки постепенно двигаем, ребенок должен следить за ними.

Упражнение 2. «Тачка». Учимся переставлять руки. Ребенок лежит на животе, опираясь руками, поднимает верхнюю часть корпуса. Поднимаем его ножки, поддерживаем его под грудь. Ручки в том же положении, упираются в твердую поверхность. Направляем малыша так, чтобы он шел, переставляя ручки. Можно поставить на расстоянии игрушку, пусть дойдет до нее.

Упражнение 3. «Лягушка». Ребенок лежит на животе. Опирается на ручки. Мама сгибает ножки малыша в позу лягушки, дает малышу оттолкнуться, выпрямив ноги. Повторить несколько раз. Это упражнение также будет полезно, если малыш научился ползти назад, а не вперед. В таком случае полезно периодически давать ему оттолкнуться от вашей руки, запоминая правильное направление – вперед.

Упражнение 4. Учимся стоять на четвереньках. Положить под грудь и живот маленькую подушку или валик. Малыш при этом стоит на четвереньках. Зафиксировать на время такую позу.

Упражнение 5. Поставить малыша на четвереньки. Один помощник удерживает малыша в такой позе, поддерживая по животик. Можно подсунуть ткань или пеленку под грудь и как бы подвесить малыша. Второй взрослый переставляет по очереди то ручку, то ножку ребенка, показывая как ползти. Можно поползать вместе с ребенком, чтобы ему было интересней и понятней, что делать.

Все эти упражнения направлены на укрепление мышц малыша и улучшение координации движений, если выполнять их регулярно, то вы сможете научить малыша необходимому навыку. Выполнять их нужно, когда ребенок в хорошем настроении, соблюдать спокойствие и доброжелательность, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Примеры других упражнений вы можете посмотреть на видео:

Результаты впечатляют

Жалобы мамы на тот момент были связаны в основном с задержкой моторного, то есть физического развития ребенка. Оно не соответствовало возрастным нормам. Во время электропунктурной диагностики центральной нервной системы ребенка выявились неврологические нарушения, которые вызвали задержку моторного развития. У девочки обнаружили внутричерепное давление, нарушение работы шейных сегментов спинного мозга, снижение функциональной активности мозжечка и моторных зон (тех структур головного мозга, которые отвечают за координацию, моторное развитие ребенка, за мышечный тонус), а также выраженные остаточные явления гипоксического поражения головного мозга во время родов.
Валерия Матвеева, врач-невролог ижевского филиала «Реацентра»

Даша прошла 1-й первый курс абилитации – это курс микротоковой терапии и курс Войта-терапии, сеансы мануальной терапии, общий массаж, после которого стала самостоятельно переворачиваться и сидеть.

Через полтора месяца начался 2-й курс лечения. После него девочка стала вставать в кроватке и поползла по-пластунски. Начала понимать обращенную речь и эмоционально реагировать на родных, появился интерес к игрушкам.

В 1 год и 2 месяца Дашу привели в «Реацентр» на 3-й курс лечения. К этому времени девочка уже сама ползала на четвереньках и пыталась встать у опоры. После 3-го курса начала потихонечку говорить.

– К году у Даши стало явным отставание в речевом и психическом развитии, – продолжает рассказывать врач Валерия Матвеева. – Мы начали дополнительно стимулировать речевые зоны и зоны умственных способностей коры головного мозга. И, как результат, после 3-го курса увидели повышение речевой и познавательной активности ребенка.

Уже после первого курса Даша стала самостоятельно переворачиваться и сидеть. А через полгода начнется уже шестой курс лечения.

На 5-м курсе помимо основного курса лечения уже стали возможны и необходимы занятия с психологом и педагогом-дефектологом.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

Массаж и упражнения

Занимайтесь гимнастикой ежедневно

Если малыш уже пытается сидеть, с легкостью переворачивается со спины на живот и обратно, подолгу удерживает верхнюю часть тела вертикально, опираясь на руки, вы можете помочь ему с помощью специальных упражнений и массажа.

Массаж обычно делается общеукрепляющий. Обратившись несколько раз к специалисту, в дальнейшем мама может делать его дома самостоятельно, заодно не забывая и про гимнастику. В ходе последней для развития и укрепления мышц рекомендуется делать несколько упражнений.

Лягушка

Упражнение «Лягушка»

В момент, когда вы занимаетесь с ребенком, он должен лежать на животе, на твердой поверхности. Предварительно хорошо размяв его мышцы, начните сгибать ноги в коленях. При этом слегка разводите их в стороны. Делайте это попеременно.

Натренировав таким образом у малыша мышечную память, уже через некоторое время начните в ходе выполнения упражнения, подставлять ладонь другой руки. Ножка ребенка должна упираться в нее стопой.

По мере укрепления мышц, ребенок начнет отталкиваться от ладони, повторяя ранее заученные движения. Именно так, лежа на животе, малыш начнет понемногу продвигаться вперед.

Хождение на руках

Когда ребенок опирается на руки, немного приподнимите его ноги и подайте тело вперед

Для укрепления рук и плеч, которые также задействованы в процессе ползания, рекомендуется упражнение «Хождение на руках». Малыш должен лежать на животе, опираясь на ручки. Как только он это сделает, мягко приподнимите его ножки и слегка подтолкните ребенка вперед, чтобы он переставил руки.

Если заниматься систематически примерно по два – три раза в день по 15 минут, уже через 1 – 2 месяца вы увидите результат. Обязательно следите за состоянием ребенка. Если он занимается с удовольствием, соблюдайте рекомендованный режим. Если ребенку что-то не нравится и он заходится в плаче, не заставляйте его испытывать дискомфорт.

Как научить правильно ребенка ползать?

Обычно, ребенок впервые опирается четыре конечности и начинает ползти в возрасте 6-9 месяцев. Некоторые малыши начинают передвигаться ползком раньше, некоторые «ленивцы» — позже, некоторые и вовсе минуют эту стадию развития, сразу же начинают ходить.


У детей, которые освоили навык ползания, меньше проблем с осанкой.

Родители должны осознавать, что посредством игр и упражнений, обучающих кроху этом навыку, они не идут на рекорды, чтобы ребенок пополз как можно раньше, а стимулируют ползание перед хождением, но в тот период времени, когда ребенок будет к этому готов.

Польза ползания заключается в следующем:

Навык развивает моторные навыки. В процесс ползания включено все тело малыша. Занимаясь этим увлекательным занятием, он тренирует мышцы рук, ног, спины, живота, прочее. Он учится контролировать движения своего тела, координировать их, держать равновесие. Посредством передвижения на четвереньках дети укрепляют позвоночник. Ортопеды говорят о том, что у малышей, которые не ползали, а сразу пошли, чаще возникают проблемы с осанкой
Ползание благотворно влияет на развитие речи ребенка. В активности участвуют руки малыша – он опирается на внутренние поверхности ладоней, где есть огромное количество нервных окончаний, связанных с отделом мозга, отвечающим за речь
В процессе данной активности устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями ребенка. Это является предпосылкой последующего формирования у него более сложных неврологических навыков
Таким образом ребенок удовлетворяет познавательный интерес и учится быть самостоятельным. Передвижение на четвереньках – это первая возможность малыша самостоятельно изучить все то, что находится вокруг него. Ведь раньше его носила мама или другие взрослые

А теперь он может добраться в любой уголок комнаты, рассмотреть и потрогать те предметы, которые привлекают его внимание


Дети начинают ползать в возрасте от 4 до 9 месяцев.

Родители часто задаются вопросом, когда и как правильно учить ребенка ползать. По мнению специалистов, создавать предпосылки для данного вида активности у грудничка необходимо с самого его рождения, а именно:

  • выкладывать малыша на животик
  • делать ему массаж
  • делать гимнастику для новорожденных
    стимулировать его познавательный интерес (своим присутствием, игрушкой, звуком, прочее)

К самим же тренировка по передвижению на четвереньках можно перейти, когда крохе будет 4 месяца, он научится держать голову, переворачиваться со спинки на животик и предпримет первые попытки, опираясь на ручки, подняться на согнутых ножках.

Что касается стиля передвижения на четвереньках, у каждого крохи он свой, и о каком-то одном правильном говорить нельзя. Малыши чаще всего ползают таким образом:

  1. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и правую ногу, потом левую руку и левую ногу
  2. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и левую ногу, потом левую руку и правую ногу
  3. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Как бы выбрасывает вперед ручки, или переставляет их поочередно, потом перемещает одновременно обе ножки
  4. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и ступни. Держа равновесие руками, он как-будто шагает полуприседом
  5. Ребенок лежит на животе. Он передвигается, используя не только ручки и ножки, но и все тело. Он двигается подобно лягушке или змее, подтягивая ножки или извиваясь

Вопросы комфорта и безопасности

К такому этапу в развитии грудничка, как ползание, должен быть готов и он сам, и его родители. Они должны сделать так, чтобы во время этой активности малышу было удобно, и он был в безопасности.

  1. Ребенку нужна удобная одежда – плотные ползунки.
  2. Пол должен быть чистым
  3. Пол не должен быть скользким и холодным
  4. Острые углы нужно обезопасить
  5. На пути у малыша не должно быть лишних и, тем более, опасных предметов. В первую очередь, речь идет об электрических проводах. Если розетки электропитания расположены на уровне пола, их необходимо закрыть специальными заглушками


Ребенок-ползунок, находясь на полу, должен быть в безопасности.

Как новорожденный начинает ползать поэтапно

Первые месяцы жизни малыш обычно проводит в закрытом пространстве: кроватке, например. Когда родители начинают выпускать ребенка на коврик, на диван, да и вообще из кроватки, только тогда он обнаруживает, что есть еще что-то за ее пределами.

Он начинает разглядывать окружающий мир, предметы. Когда любопытство достигает пика, у ребенка возникает желание не только посмотреть, но и пощупать.

Примерно в 3-месячном возрасте малыш пытается перевернуться со спинки на животик. Так ему легче глазеть по сторонам.

После этого ребенок пытается двигаться к интересным штукам на животике, шевеля при этом ручками и ножками. Это может продолжаться целый месяц. Таким образом ребенок может перемещаться вперед, назад, влево и вправо.

Затем малыш пытается найти опору в локтях или коленках, пытается встать на четвереньки. Иногда перед этим он ползает на одной ножке, ручке, только на ручках — как ему удобно. Это может произойти и сразу после переворота на животик, и через несколько месяцев.

Иногда, если ребенка редко выпускают из кроватки, и он не знает, что там его ждет, он вообще не проявляет активности. Такое возможно и если опорно-двигательный и мышечный аппарат развиваются медленно.

После этого ребенок пытается встать и двигаться на четвереньках в разные стороны очень поздно, в 10-12-месячном возрасте, а иногда и вовсе сразу пытается встать на ноги сразу после переворота на живот.

Что же делать, если ваш ребенок не ползает?

Но что же делать, если все ваши усилия не увенчались успехом и ваша кроха отказывается ползать и в 6, и в 7, и в 8, и даже в 9 месяцев? Конечно, может случиться такое, что ваш карапуз перескочит этап ползанья и сразу около года встанет на ножки и пойдет, но медики всё же советуют в любом случае обратиться к ортопеду, поделать лечебный массаж и упражнения.

Если ортопед никаких нарушений не выявил, попробуйте следующее:

  • Пригласите в гости маму с ребёнком, который уже научился ползать. Вместе им будет гораздо веселее осваивать пространство. А уж если маленький гость начнет трогать и играть с игрушками хозяина, вряд ли он будет за этим равнодушно наблюдать. Хотя ваш ребенок достаточно мал, чувство собственности у него уже имеется
  • Ползайте сами, привлеките к этому занятию бабушку, дедушку, дядю, тетю. Покажите на своем примере, как это забавно, весело и увлекательно.
  • Создайте комфортные условия для ползанья. Проследите, чтобы малышу было комфортно на полу: не холодно и не жарко. Оденьте малыша в комфортную одежду, которая не стесняет движения.
  • Не забывайте делать гимнастику ребёнку и массаж. Это поможет вашему малышу окрепнуть. Вы можете делать его самостоятельно, а также с помощью квалифицированного специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector