Газета «новости медицины и фармации» 8(212) 2007

Абнормальный фетальный рост

Задержкой внутриутробного развития плода можно считать дефицит массы от нормы, превышающий 10%. Аномалии роста и развития плода обозначаются, как:

  • низкий вес;
  • макросомия — слишком крупный вес;
  • малый гестационный возраст (SGA) — недостаточное соответствие параметров сроку беременности;
  • большой гестационный возраст (LGA) — избыточные параметры относительно срока беременности.

Диагнозы SGA или LGA, основанные на нормативных значениях стандартов роста плода, аналогичны диагностике недоедания у детей с использованием диаграммы веса по возрастам. Педиатрические таблицы соответствия измерений возрасту были разработаны методом наблюдения за нормально развитыми детьми с последовательными замерами через равные промежутки времени.

Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз

Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.

Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).

Раньше применялись термины “дебильность”, “имбецильность” и “идиотия”, которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.

В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.

Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.

Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.

Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.

Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.

Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.

В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.

При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.

Синонимы:

  • дисциркуляторная энцефалопатия,
  • хроническая ишемия мозга,
  • медленно прогрессирующее нарушение мозгового кровообращения,
  • хроническая ишемическая болезнь мозга,
  • цереброваскулярная недостаточность,
  • сосудистая энцефалопатия,
  • атеросклеротическая энцефалопатия,
  • гипертоническая энцефало­патия,
  • атеросклеротическая ангиоэнцефалопатия,
  • сосудистый (атеросклеротический) паркинсонизм,
  • сосудистая (поздняя) эпилепсия,
  • сосудистая деменция.

Наиболее широко в отечественную невроло­гическую практику вошёл термин «дисциркуляторная энцефалопатия», сохраня­ющий своё значение и на сегодняшний день.

Что делать?

ВЗРП нельзя оставлять без внимания. После выявления патологии и выяснения возможных причин ее появления женщине назначают лечение. При выборе направления терапии учитывают степень ЗРП. Основной метод лечения – применение лекарственных препаратов. Для терапии рекомендуют следующие виды лекарств:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: для чего при беременности назначают Курантил: показания и инструкция по применению

  • Улучшающие кровоток в плаценте. С этой целью применяют капельницы с Актовегином.
  • Разжижающие кровь (Курантил, Трентал, Аспирин). Разжиженная кровь быстрее продвигается по сосудам, что ускоряет доставку кислорода плоду.
  • Снимающие спазмы сосудов и матки. При спазмировании сосуды сжимаются, поэтому в плаценте нарушается кровоток, плод недополучает кислород и питательные вещества. Расслабляющим действием обладают: Магнезия, Гинипрал.
  • Сосудорасширяющие (Теофиллин).

Также женщине назначают препараты, снижающие нервное напряжение, и витаминные комплексы. На время лечения рекомендуется лечь в стационар. На протяжении последующих месяцев беременности будущая мама должна придерживаться разнообразного питания, часто гулять на свежем воздухе, воздерживаться от физического перенапряжения и много отдыхать.

Во время терапии постоянно контролируют состояние плода. Для этого делают дополнительные УЗИ и кардиотокограмму. В случае ухудшения состояния ребенка врачи принимают решение о срочном родоразрешении путем кесарева сечения.

Роль плаценты в физическом развитии плода

Фетальный рост в значительной степени модулируется плацентарной функцией, ведь плацента отвечает за дыхание и питание младенца. Плацентарные нарушения приводят к критическим респираторным, печеночным и почечным нарушениям функции плода. В этом случае его рост и развитие затормаживаются.

Ранние проблемы с плацентой возникают из-за неполного вторжения трофобластов, что приводит к ремоделированию (патологическому изменению) миометрических артерий и уменьшению маточно-плацентарного кровотока, что обычно связано с преэклампсией (тяжелое состояние, сопровождающееся отеками, повышенным давлением и другими неприятными симптомами) и ограничением роста плода.Исследования показывают, что способность маточной плацентарной единицы поддерживать плод постепенно уменьшается. Одновременно происходит увеличение диаметра пупочной артерии, изменение скорости и объема кровотока в ответ на растущие потребности плода. Эти параметры фактически покрывают постепенно снижающуюся способность матоплацентарной системы удовлетворять требования для нормального роста и развития.

Причины отставания в развитии и росте

Симметричная задержка развития чаще возникает из-за хромосомных и генетических нарушений плода, гипофункции (гипотиреоза) щитовидной железы у материи и недостаточности работы гипофиза (гипофизарного нанизма), вырабатывающего гормон роста соматропин. Влияют на развитие плода опасные инфекции, перенесенные матерью в период беременности — краснуха, токсоплазмоз, герпес и цитомегаловирус. Их определяют как ТОРЧ комплекс.Асимметричная форма задержки развития связана с патологиями плаценты — фетоплацентарной недостаточностью, возникающей в третьем триместре беременности. ФПН приводит к  гипоксии (кислородному голоданию) плода. Причины фетоплацентарной недостаточности — поздний гестоз, многоплодная беременность, дефекты пуповины, предлежание и сосудистая недостаточность плаценты.

Почему плод отстает в развитии?

Причин может быть немало. Однако их можно объединить в такие группы:

Порой диагноз «синдром задержки развития плода» ставят и тогда, когда ребеночек сам по себе некрупный, и причиной этого, скорее всего, служит то, что и его родители небольшого роста и некрупного телосложения.

Опасности СЗРП

Синдром задержки роста плода является тем состоянием, которое может иметь опасные последствия. Но все зависит от степени выраженности патологии. Если речь идет о первой степени, то риск осложнений небольшой, и все вполне можно исправить. А когда специалист констатирует третью степень СЗРП, то ситуация более серьезная. Тогда возможны осложнения в родовом периоде, например, гипоксия, асфиксия; в неонатальном периоде могут возникать сложности в адаптации крохи к жизни вне утробы матери. Статистика гласит, что малыши, появившиеся на свет весом менее 2500 граммов, больше подвергаются болезням эндокринной и сердечно-сосудистой систем, легких. У маловесных при рождении детей чаще наблюдается задержка речевого и психомоторного развития, синдром гиперактивности.

Причины хронической недостаточности мозгового кровообращения:

Основные:

  • атеросклероз;
  • артериальная гипертензия.

Дополнительные:

  • болезни сердца с признаками хронической недостаточности кровообраще­ния;
  • нарушения сердечного ритма;
  • аномалии сосудов, наследственные ангиопатии;
  • венозная патология;
  • компрессия сосудов;
  • артериальная гипотензия;
  • церебральный амилоидоз;
  • сахарный диабет;
  • васкулиты;
  • заболевания крови.

Для адекватной работы мозга необходим высокий уровень кровоснабжения. Головной мозг, масса которого составляет 2,0-2,5% массы тела, потребляет 20% циркулирующей в организме крови. Величина мозгового кровотока в полушариях составляет 50 мл на 100 грамм в минуту, потребление глюкозы составляет 30 мкмоль на 100 грамм в минуту, а в сером веществе эти величины в 3-4 раза выше, чем в белом. В условиях покоя потребление мозгом кислорода составляет 4 мл на 100 грамм в минуту, что соот­ветствует 20% всего кислорода, поступающего в организм. С возрастом и при наличии патологических изменений величина мозгового кровотока снижается, что играет решающую роль в развитии и нарас­тании хронической недостаточности мозгового кровообращения.

Наличие головной боли, головокружения, снижения памяти, нарушения сна, появление шума в голове, звона в ушах, нечёткости зрения, общей слабости, повышенной утомляемости, снижения работоспособности и эмоциональной лабильности – эти симптомы чаще всего просто «информируют» человека об усталости. Только при подтверждении сосудистого генеза «астенического синдрома» и выявлении очаговой неврологической симптоматики устанавливают диагноз «дисциркуляторная энцефалопатия».

Основой клинической картины дисциркуляторной энцефалопатии в настоящее время признаны когнитивные (познавательные) нарушения

При хроническом нарушении мозгового кровообращения следует отметить обратную зависимость между наличием жалоб, особенно отражающих способность к познавательной деятельности (память, внимание), и степенью выраженности хронической недостаточности: чем больше страдают когнитивные (познавательные) функции, тем меньше жалоб.  Параллельно развиваются эмоциональные рас­стройства (эмоциональная лабильность, инертность, отсутствие эмоциональной реакции, потеря интересов), разнообразные «двигательные нарушения» (расстройства ходьбы и равновесия)

Лечение плацентарной недостаточности

Специфических способов лечения плацентарной недостаточности в настоящее время не существует, поскольку нет лекарственных препаратов, которые избирательно улучшают маточно-плацентарный кровоток. Именно поэтому все меры борьбы с плацентарной недостаточностью направлены на профилактику. Если пациентка относится к группе высокого риска по развитию плацентарной недостаточности, с раннего срока беременности ей назначают лекарственные препараты, эффективность которых хорошо доказана и которые предупреждают раннее развитие выраженных нарушений функции плаценты.

Если во время проведения дополнительных методов оценки состояния плода выявляются начальные нарушения поступления кислорода к малышу, проводится медикаментозное лечение, направленное на увеличение притока крови и кислорода через плаценту и обязательные контрольные обследования на фоне проводимой терапии. Если изменения серьезные и малыш испытывает выраженный дефицит кислорода и питательных веществ, состояние его страдает, то в таких случаях проводится экстренное родоразрешение.

Стоимость услуг

Услуги специалистов
Первичный прием и консультация врача — кардиолога 2400 р.

Первичный прием и консультация врача- невролога 2400 р.

Повторный прием врача — невролога 2300 р.

Инструментальные обследования
Дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий (экстракраниальный отдел магистральных артерий головы — МАГ) 2500 р.

Магнитно-резонансная томография головного мозга с ангиографией интракраниальных артерий с мультиснимком или DVD 10000 р.

Лаборатория
Общий анализ крови (Complete Blood Count, CBC) 300 р.

Лейкоцитарная формула (дифференцированный подсчет лейкоцитов, лейкоцитограмма, Differential White Blood Cell Count) 300 р.

СОЭ (Cкорость Оседания Эритроцитов, ESR) 230 р.

АЧТВ (АПТВ, активированное частичное (парциальное) тромбопластиновое время, кефалин-каолиновое время, Activated Partial thromboplastin time, APTT) 380 р.

Протромбин, МНО, (протромбиновое время, PT, Prothrombin, INR) 380 р.

Фибриноген (Fibrinogen) 380 р.

Тромбиновое время 380 р.

Триглицериды (Triglycerides) 380 р.

Холестерол общий (холестерин, Cholesterol total) 380 р.

Холестерол-ЛПВП (Холестерин липопротеинов высокой плотности, HDL Cholesterol) 380 р.

Холестерол-ЛПНП (Холестерин липопротеинов низкой плотности, ЛПНП, Cholesterol LDL) 380 р.

Калий (К+, Potassium), Натрий (Na+, Sodium), Хлор (Сl-, Chloride) 380 р.

Магний (Мg, Magnesium) 380 р.

Гомоцистеин (Homocysteine) 1590 р.

Глюкоза (Glucose) 380 р.

Креатинин (Creatinine) 380 р.

Мочевина (Urea) 380 р.

Мочевая кислота (Uric acid) 380 р.

АлАТ (АЛТ, Аланинаминотрансфераза, аланинтрансаминаза, SGPT, Alanine aminotransferase) 380 р.

АсАТ (АСТ, аспартатаминотрансфераза, AST, SGOT, Aspartate aminotransferase) 380 р.

Креатинкиназа (Креатинфосфокиназа, КК, КФК, CK, Creatine kinaze) 380 р.

Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости

Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. . Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:

Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Как помочь ребенку набрать вес и догнать в своем развитии сверстников?

Если вы кормите ребенка грудью, уделите особое внимание своему питанию. Употребляйте как можно больше жидкости: нежирного молока, компотов, гипоаллергенных соков

В вашем рационе обязательно должно присутствовать мясо в отварном или запеченном виде. Принимайте дополнительно витамины (по рекомендации доктора). Предлагайте ребенку грудь сразу после пробуждения, когда он активен, пребывает в хорошем настроении и не хочет спать.

Но иногда женское молоко вырабатывается в недостаточном количестве или малышу не хватает сил его высасывать. В таком случае необходимо как можно быстрее начинать докармливать специальными детскими смесями. Для детей, склонных к аллергическим реакциям, предназначены специальная гипоаллергенная продукция, которую можно купить в аптеке, предварительно обсудив с детским диетологом или педиатром вариант смеси. Маловесные дети не приспособлены к интенсивному сосанию, поэтому соска на бутылочке должна быть мягкой и податливой, чтобы ребенок без проблем наедался.

Кроме того для повышения темпов прибавки веса и соответственно для правильного роста и развития ребенка рекомендуется курсами давать препараты, содержащие L-карнитин (леворкарнитин) — незаменимое витаминоподобное вещество, которое обладает анаболическими свойствами и хорошо себя зарекомендовало для нормализации массы тела при ее дефиците. Кроме того, за счет повышения секреторной и ферментативной активности желудочного и кишечного соков улучшается аппетит и пищеварение. Одним из таких препаратов является Элькар, содержащий водный раствор L-карнитина. Элькар включен в «Национальную программу оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в качестве средства коррекции гипотрофии II степени.

У детей, в отличие от взрослого организма, где левокарнитин входит в число вырабатываемых веществ, синтез этого соединения покрывает только 1% от необходимого количества. Конечно, в необходимом количестве L-карнитин содержится в грудном молоке, однако в случае если естественное вскармливание нарушено или невозможно, препарат необходимо добавлять к рациону питания.

У маловесных детей нередко обнаруживается задержка психомоторного развития, что впоследствии может проявиться в виде речевых дефектов, неустойчивости нервной системы. Элькар улучшает энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, что позволит избежать или уменьшить степень развития функциональной несостоятельности различных сфер нервно-психического реагирования ребенка (двигательной, эмоционально-мотивационной, вегетативной, познавательной сферы).

Еще один очень важный момент: левокарнитин способствует улучшению иммунитета, что для маловесных детей жизненно необходимо, так как почти все они предрасположены к развитию инфекционных заболеваний.

На скорость прибавки в весе влияют многие внешние и внутренние факторы. Задача родителей — помочь крохе поскорее окрепнуть. Больше гуляйте с ребенком на свежем воздухе, чтобы его организм получал необходимое количество кислорода. И не забывайте посещать педиатра. Маловесные дети нуждаются в профессиональном врачебном контроле и внимании близких людей.

Неврологические синдромы при дисциркуляторной энцефалопатии:

—  вестибуломозжечковый синдром  — жалобы на головокружение и неустойчивость при ходьбе, сочета­ющиеся с нистагмом и координаторными нарушениями;

—  пирамидный синдром — характеризу­ется сухожильными рефлексами, парезы выражены нерезко, их нали­чие указывает на перенесённый ранее инсульт;

—  паркинсонический синдром характерен замедленными движениями, гипомимией, негрубой мышечной ригид­ностью, тремор отсутствует, нарушения походки характеризуются замедлением скорости ходьбы, уменьшением длины шага, «скользящим», шаркающим шагом, мелким и быстрым топтанием на месте, поворачиванием всем корпусом с нарушением равновесия, что иногда сопровождается падением. При хронической недостаточности мозгового кро­вообращения двигательные нарушения проявляются, прежде всего, расстройствами ходьбы и равновесия;

—  псевдобульбарный синдром — возникают и постепенно нарастают дизартрия, дисфагия, дисфония, эпизоды насильственного плача или смеха и рефлексы орального автоматизма;   

—  психоорганический синдром может проявляться эмоционально-аффективными расстройствами (астено- депрессивными и тревожно-депрессивными), когнитивными (познавательными) нарушениями;

—  цефалгический синдром (головная боль) — по мере прогрессирования забо­левания уменьшается. Этиологию и патогенез головных болей можно рассматривать как проявления остеохондроза шейного отдела позвоночника, а также как головную боль напряжения (ГБН) — нередко возни­кающую на фоне депрессии.

В основе всех синдромов, свойственных дис­циркуляторной энцефалопатии, лежит разобщение внутримозговых связей вследствие диффузного повреждения белого вещества мозга.

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Асимметрия боковых желудочков

Большинство сообщений и статей сходятся о том, что асимметрия боковых желудочков при отсутствии органической патологии является нормальным анатомическим вариантом в большинстве случаев (Рис.3 справа).

Распространенность асимметрии боковых желудочков в исследуемой популяции (пациенты с жалобами на головную боль или проходящих профосмотр, без жалоб, а так же все из них без выявленной органической патологии головного мозга) составила 6,1%. У пациентов больший желудочек чаще встречался в левой части, чем в правой (слева = 70,0%, справа = 30,0%). Плотность различных участков мозга была близка с обеих сторон в ALV и контрольной группе .

По другим данным распространенность асимметрии в размере бокового желудочка у лиц без признаков основной этиологии составляет 5-12% .

Вывод исследования: врач не должен забывать об обнаружении ALV на неудовлетворительной КТ, особенно в случаях с тяжелой степенью асимметрии или диффузным увеличением желудочков, а также для поиска возможных сопутствующих расстройств .

В канадском исследовании, проведенном в 1990 году с группой из 249 пациентов, как головные боли, так и судороги были более распространены у пациентов с асимметричными боковыми желудочками . В более свежем турецком исследовании 170 пациентов головная боль была более распространена у пациентов с асимметричными боковыми желудочками, чем с «нормальными» (у контрольной группы), в противном случае не было существенной разницы в представлении между двумя группами .

Асимметрия боковых желудочков явно имеет объективную причину возникновения у пациентов с наличием органической патологии, такой как: объёмное воздействие внутричерепной массы (опухоли, воспалительного процесса или гематомы) и в результате резедуальных изменений, приводящих к растяжению полости бокового желудочка на фон утраты некоторого объёма нервной ткани (так называемая гидроцефалия ex-vacuo).

Что называют задержкой развития плода?

На протяжении всей беременности гинеколог контролирует развитие ребенка, опираясь на нормы его физиологических параметров на разных сроках гестации. В первом триместре важнейшим показателем является размер от копчика до темени, а на более позднем этапе ориентируются на окружность головы, живота и груди, длину различных костей. Важными показателями также считаются рост и вес малыша.

Задержка развития плода (ЗРП) – это несоответствие физиологических параметров ребенка нормам, характерным для определенного срока вынашивания. При описании диагноза врачи также используют аббревиатуры ЗВУР (задержка внутриутробного развития), СЗРП, ВЗРП (внутриутробное замедление развития плода), ЗВРП (задержка внутриутробного развития плода).

Несмотря на то, что синдром ЗВРП выделяют как отдельный диагноз, он не является самостоятельным заболеванием. Как правило, внутриутробное нарушение роста плода возникает как следствие различных отклонений течения беременности. Чаще всего патология не выявляется до 20 недель беременности. Однако развиться она может и на ранней стадии вынашивания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector